Наушники с костной проводимостью

Не обращали внимание — иногда люди носят какие-то наушники, которые не вставляются в уши, но они явно при этом что-то слышат? Это наушники с так называемой костной проводимостью. Они нас всегда интриговали, и мы решили всмотреться в них повнимательнее!

С “костными” наушниками москвич Даниил Донченко ощущает себя героем фильма, жизнь которого всегда сопровождает фоновая музыка. Уже 4 года он с этим гаджетом и в транспорте, и на улице, и в офисе. 

Обычно звуки мы принимаем “по воздуху”: они проникают во внешнее ухо, проходят до барабанной перепонки в среднем ухе и попадают во внутреннее, которое называют “лабиринтом” из-за его формы, здесь же находятся и слуховые рецепторы, которые передают сигнал в мозг. Наушники, как у Даниила, этот путь сокращают — музыка идёт сразу ко внутреннему уху, за счёт того, что “лабиринт” находится внутри костей черепа. 

Между прочим, собственный голос мы тоже слышим именно костями — вот почему возникает знакомое многим явление, когда мы не узнаём свой голос на записи.

На костной проводимости основано и действие части слуховых аппаратов — если проблема во внешнем ухе, звук можно доставить напрямую во внутреннее. Иногда подобную технику даже имплантируют хирургическим путём. А некоторые люди с нарушениями слуха пытаются дополнять свои аппараты костными наушниками — например, как вот этот мальчик с микротией, который, если верить ролику в интернете, благодаря устройству смог играть на синтезаторе.

В сети его даже назвали “юным Бетховеном”. Кстати, о великом композиторе тоже часто можно прочитать, что он, когда стал терять слух, применял костную проводимость — зажимал зубами металлическую трубку, которая одним концом касалась инструмента. В музее Бетховена в Бонне хранится несколько подобных экспонатов, но  сотрудники считают, что трубки вряд ли на самом деле могли помочь. 

Что касается современных наушников, то они, конечно, предназначены прежде всего для тех, кто ведёт активный образ жизни — не выпадают из ушей и не закрывают внешние звуки. Но хорошо ли они передают музыку и насколько всё это вообще удобно с непривычки? Дадим попробовать на неделю триатлонисту Александру Русину и устроим тест вместе с аудиоэкспертом Натальей Федуловой. Она сразу предупреждает, что полного звукового удовольствия такие наушники, конечно, не доставят — потому что передают не весь спектр частот. Но разница между моделями будет.

Чтобы Александр распробовал как следует, оставим ему наушники на неделю. Звук здесь не совсем обычный не только из-за принципа действия, но и из-за начинки: в основе пьезоизлучатель и система, позволяющая передавать вибрации. 

А лучше ли, интересно, звучат те, что дороже? Разброс цен большой: есть за 2000 рублей, вот такие стоят 8, а эти вообще 15 тысяч. Очевидные отличия — в дизайне, материалах, ёмкости аккумулятора и уровне пыле- и влагозащиты. Чтобы оценить звучание, Наталья прижимает динамики к запястью, а пальцем этой же руки касается кости рядом с ухом.

Дорогие слышно даже через палец. Дешёвые этот тест провалили.

Качество тут сильно страдает, динамик расположен далеко от слухового прохода, а окружающие звуки приглушаются. У модели за 8 тысяч такой явной проблемы нет. Но дорогим они всё же уступают.

Возможно, для неискушенного пользователя это и не будет большим недостатком. Так, у триатлониста Александра претензий к звуку не возникло. Но для спорта такие наушники оказались не лучшей идеей.

Кстати, та же проблема возникала и без шапки, после длительной тренировки в помещении. Возможно, в случае Александра больше подошла бы дорогая модель: у неё конструкция мягче. Ну и ещё важно понимать, что полной заменой обычным наушникам любые костные станут вряд ли. Например, давний пользователь Даниил Донченко переходит на стандартное прослушивание в вагонах метро старого образца, где чересчур шумно. Кстати, врачи напоминают — сильно повышать громкость в таких случаях (как и слушать подолгу) опасно. И наушников с костной проводимостью это тоже касается. Для чувствительных частей внутреннего уха постоянные перегрузки не очень-то полезны. Рекомендации не слушать музыку на полной громкости и делать перерывы хотя бы каждые 40 минут актуальны и здесь.


Благодарим за помощь в съёмке сюжета:


Полный выпуск «Чуда техники с Сергеем Малозёмовым» от 20 февраля доступен по ссылке

Все полные выпуски программы «Чудо техники» находятся здесь