Технологии из прошлого

Одна из самых увлекательных вещей, связанных с технологиями, это возможность путешествовать благодаря им не только в будущее, но и в прошлое. Забытые изобретения, как уверены те, кто их возрождает, могут ведь не только развлекать, но и приносить пользу!

За скрипки Антонио Страдивари и сейчас, спустя почти 300 лет после смерти итальянского мастера, ценители готовы платить… цены на аукционах доходят до 15 млн долларов! В чём же секрет действительно волшебного звука? По крайней мере один из фрагментов тайны, похоже, недавно раскрыл тайваньский исследователь Хван Чинг Тай. Кусочки древесины скрипок, находившихся на реставрации, он изучил при помощи рентгена, электромагнитного излучения и химических анализов. Он обнаружил, что Страдивари подвергал древесину обработке бурой, сульфатом железа, цинком и медью — видимо, для защиты от грибка. Также он добавлял различные соли, чтобы не появлялись трещины на корпусе. И щёлочи, из-за которых дерево меньше впитывало влагу.

Это, судя по всему, повлияло и на звук — как и то, что скрипки не были забыты, на них играли сотни лет подряд. Музыкальные вибрации, по мнению исследователя, придали инструментам особые резонирующие свойства. А ещё у Страдивари был свой секрет настройки.

Удивительно, но технологии прошлого порой превосходят современные. К примеру, позолота, нанесенная с помощью особого клея по рецепту 17 века, по мнению реставраторов, не теряет яркости (при должном уходе) сотни лет.

В рецепт старинного клея входит яичный белок. Причем… протухший. Его смешивают с водой и отправляют на 30 дней в тёплое место. Затем соединяют с глиняной основой, и, покрыв предмет, наносят тончайшие листы сусального золота. Это дорого и долго, но, как говорят специалисты, позволяет добиться исторической достоверности. Именно поэтому, например, при реконструкции Большого театра ложи и балконы золотили так, по старинке. Изучение технологий прошлого, конечно, не всегда преследует сугубо прагматические цели — нередко оно имеет чисто научную ценность. Например, учёный из Челябинска Иван Семьян организовал в местном университете целую лабораторию экспериментальной археологии.

Иван с реконструктором Александром Овсянниковым показывает старинное оружие, подобное тому, какими пользовались татаро-монгольские воины. Для сравнения с современностью в демонстрации участвует ещё Антон Булаев, чемпион мира по стрельбе из спортивного лука.

Исторический лук, конечно, так предсказуемо себя не ведёт. Точно попасть в мишень с первой попытки очень сложно. Стрелы тяжелые, нет прицела и устройства для регулировки силы натяжения тетивы…

Но Ивану ценнее другое. Изысканность оружия сообщает важные сведения о развитости древнего общества, его отнюдь не примитивности! Лаборатория Семьяна в Южно-Уральском госуниверситете буквально забита щитами, каменными топорами, созданными по технологиям каменного и бронзового веков. Тут пробуют воссоздавать даже музыку прошлого!

Учёный и его коллеги, мастеря своими руками то, что делали предки, пытается лучше понять их жизнь и — иногда — отделить исторические факты от мифов. Например, существует легенда, что секрет обработки обсидиана — магматической горной породы — людям открыли инопланетяне. За особые режущие свойства её прозвали “драконьим стеклом”. На самом деле, эта обработка — пример кропотливого труда наших предков. Иван и его студенты много экспериментируют с вулканическим стеклом, показывают это на публичных лекциях… Ну а обсидиан за уникальную остроту его сколов начали применять даже в инструментах для глазной хирургии! Есть в экспериментах и другая ценность — воспитательная. Когда дети сами делают что-то (хотя бы чашку из глины), меняется их отношение к окружающему миру — и они уже, скорее всего, не будут бездумно выбрасывать одноразовые пластиковые стаканчики.

Есть и те, кто на старинных технологиях пытается зарабатывать. Например, на Урале и не только многие бьются над тайной булатной стали. По легенде, она родом из древней Индии, гнулась, не ломаясь, легко перерубала европейские клинки, а последним её делал уральский горный начальник и металлург Павел Аносов, которому (с полосой такой стали в руках) стоит памятник в городе оружейников Златоусте. Именно там живёт Сергей Баранов — кузнец, который утверждает, что после долгих опытов в домашней печи, наконец, заново открыл рецепт древнего сплава.

После промерзшей деревяшки этот нож легко рубит лосиный рог — твёрдый, как камень!

Но в металлургическом мире к подобным заявлениям относятся скептически. Сергей Бутов — аттестованный эксперт по антикварному оружию 15-20 веков — в специализированной галерее в Москве показывает реальные образцы сохранившегося булатного оружия и самого металла — и из индо-персидского региона (это 18-й век!), и из царской России…

Современные булатные ножи эксперту не кажутся похожими на исторические.

В старинных булатах компоненты стали, остывая в ёмкости для плавления — тигле — кристаллизовывались, разветвляясь, словно дерево. В итоге после ковки на лезвии образовывался хаотичный волнообразный рисунок. Эксперты из Московского института стали и сплавов, проведя химический анализ и рассмотрев булат 21-го века при большом увеличении, тоже ничего такого не обнаружили — по их заключению, это больше похоже на обычную ножевую сталь, причём даже не кованую, а прокатанную, просто с нанесённым рисунком. И свойства у неё не выдающиеся.

Да и вообще, что именно считать булатом? Исследователи этого вопроса даже не пришли к единому определению, ведь в переводе с древнего арабского это слово примерно означает «рождённый под ударами», то есть когда-то обозначало любую кованую сталь. В некоторых кузнечных сообществах после споров, известных как «булатные войны», вообще договорились не употреблять слова «булат», а называть современные образцы «авторской тигельной сталью». Главное, как говорит другой кузнец из того же Златоуста — Владимир Герасимов — булат, по всем исследованиям, не имеет уникальных преимуществ по сравнению с современными сортами стали. Хотя в процессе разгадывания его тайн вполне может родиться что-то полезное.

Сам Герасимов, изучая дамасские стали и передовой западный опыт, делает теперь, среди прочего, красивые вещи из многослойного титана — на особую функциональность они не претендуют, но смотрятся эффектно. Испытать новые ощущения благодаря технологиям прошлого старается и профессиональный банщик из Казани Тимур Крылов — он решил построить банный дом из соломы, как это делали поселенцы в американской Небраске в 19-м веке.

У американцев под рукой тогда не было другого строительного материала. Высушенные стебли ржи прессовали в тюки и из них, как из кирпичей, складывали стены. Сейчас соломенные дома снова пробуют делать — говорят, что в них и атмосфера приятная, и энергоэффективность на высоте.

На современном производстве солому утрамбовывают с помощью пятитонного пресса. Получаются панели, из которых и собирают здания. Штукатурят всё глиной. Как говорят поклонники технологии, никакой дополнительной ветро-, влаго- и даже огнезащиты не нужно.

Правда, дом из сухой ржи в итоге обходится не дешевле, чем, например, из кирпича — около 30 тысяч рублей за квадратный метр. Но фанаты соломы надеются, что материал пробьёт себе дорогу другими достоинствами — ведь в современном мире, где всё из бетона и пластика, многим хочется чего-то исконного, тёплого, настоящего… и изучение прошлого, вполне вероятно, способно в этом помочь.


Благодарим за помощь в съёмке сюжета:


Полный выпуск «Чуда техники с Сергеем Малозёмовым» от 4 апреля доступен по ссылке

Все полные выпуски программы «Чудо техники» находятся здесь