Тонкая работа: чем хороша современная посуда из фарфора

Вы думаете, фарфор — это что-то из музеев и бабушкиных сервантов? Такое прекрасное, хрупкое, неприкосновенное и совершенно непрактичное? Мы тоже так считали, пока не наткнулись на рекламу одного из современных производителей, который стал выпускать коллекции для повседневного применения — такой фарфор вроде бы не боится ни микроволновок, ни посудомоек! Теперь этот материал ждёт вторая жизнь?

Члены семьи Романовых из Петербурга пьют и едят только из фарфора! Мама Елена не позволяет сервизам пылиться в шкафу, который забит посудой. Часть предметов хозяйка даже ставит в микроволновку, а после застолья моет в посудомойке. Такие процедуры были бы убийственны для старого фарфора, а вот некоторым видам современного они не страшны из-за особенностей нанесения краски.

На петербургском производстве, основанном ещё императрицей Елизаветой, нам всё объяснили: если краска не чувствуется, значит она внутри глазури — такие изделия можно мыть в посудомойке и ставить в микроволновку. А вот если рисунок золотой (его обычно наносят в последнюю очередь), и блестящий декор лежит поверх глазури, его не стоит испытывать микроволнами, высокой температурой и химией в посудомойке.

Такие украшения зачастую есть на премиальных сервизах. Например, в магазине завода, который делал фарфор ещё для императоров, один из наборов продаётся за 1 700 000 рублей. И это не предел! На том же производстве мы познакомились с художницей, которая расписывала вазу стоимостью с небольшую квартиру!

Ирина Миронова три месяца создавала копию картины Фёдора Алексеева «Вид Казанского собора в Петербурге», сейчас заканчивает работу над золотыми деталями. И рука не должна дрогнуть, иначе будет брак. Конечную цену изделия пока не называют, но аналогичное — без пейзажа и с ручками в виде фигурок — продаётся за 8 миллионов рублей.

Ну а самым дорогим когда-либо проданным фарфоровым изделием считается китайская ваза 18 века династии Цинь с рубиновым отливом, подвижными частями и ручной росписью. Она ушла с аукциона в Пекине — в пересчёте на рубли — почти за 4 миллиарда!

В магазинах, конечно, есть и более приземлённые вещи. Но фарфор всё равно довольно дорог. Почему так? Вообще, керамикой называют всё, что сделано по большей части из глины. Если такой сосуд обжечь в печи, выйдет пористое гончарное изделие. Из минусов — вода оттуда может со временем просочиться. Но если добавить сверху жидкое стекло — глазурь — и обжечь, то ёмкость будет хранить напиток.

Этот вид керамики называют по месту, где его придумали. Так, на испанском острове Майорка делают майолику, а в итальянском городе Фаэнца родился фаянс — его изготавливают из особого белого вида глины. Для производства фарфора требуется более дорогое сырьё с кварцем, полевым шпатом и добавлением каолина, который придаёт массе пластичность. В результате после нескольких этапов обжига получаются изделия с уникальными свойствами.

Продавцы, кстати, любят показывать трюк с лампочкой. Например, подносят чашку, и та начинает светиться — настолько тонкие стенки. Лучше других просвечивает так называемый костяной фарфор. В его составе порошок из костей крупного рогатого скота, отсюда и название. Вообще, все изделия из каолиновой глины получаются «худенькими», но крепкими. При обжиге массы образуется новое химическое соединение — муллит. Его кристаллы, как металл в железобетоне, придают прочность. И поклонники очень это ценят. У коллекционера Арамиса Каримова более 1000 фарфоровых изделий. Большая часть — сырные доски. И как бы аккуратно он с ними не обращался, инциденты всё же бывают.

Ну и мы решили проверить, как поведут себя после падения недорогие фарфоровые тарелки. В греческом ресторане в центре Москвы с посудой особо не церемонятся и, согласно национальной традиции, бьют во время танца на радость гостям. Чтобы никого не ранить осколками, бросают здесь хрупкие гипсовые тарелки. Но пока посетителей нет, мы раздали артистам наш фарфоровый реквизит, купленный на барахолке, по 200 рублей за штуку.

Привезённая посуда разлетелась на куски с первого раза, да так, что один осколок чуть не ранил коллекционера Арамиса. Видимо, не весь фарфор отскакивает от пола… Не зря наши бабушки так берегли своё богатство. Впрочем, и осколки могут стать материалом для творчества.

Из половинок кружек и чайников чилийская художница создаёт скульптуры, дополняя утраченное растёкшейся краской с тем же узором. Можно, кстати, и отдать треснувший фарфор в специализированную мастерскую. Реставраторы способны не только практически незаметно склеить вещь, но и доработать её. Вместо разбитой руки с книгой художники (по просьбе клиента) слепили ладонь со смартфоном. Хотя прочность после восстановления, конечно, уже не будет прежней.

Впрочем, треснувшая чашка (конечно, если в ней не было кипятка) — не самое главное, что тревожит пользователей в сети. Некоторые опасаются пить из старинной керамической посуды, считая, что из неё выделяется свинец. Мы сдали в испытательную лабораторию питьевой воды несколько фарфоровых кружек и чашек, сделанных в разные годы, с узором внутри. А также для сравнения отправили на исследование современные глиняные образцы с глазурью и без. Во все кружки налили горячую дистиллированную воду. Удалось ли где-то найти опасные вещества? Чашки из фарфора ничего сверх нормативов не выделили, а глиняная выбросила в воду алюминий и хром. 

Свинец, как нам рассказали на производстве, используется в составе глазури до сих пор, но в незначительных и не опасных для человека количествах. И если верхний слой без трещин, то не стоит бояться пить из старинных чашек. А ещё посуда из прошлого — это, конечно, ценный актив. Как говорят эксперты, цена фарфора зависит от многих факторов: в каком он состоянии, насколько редкий, что за форма и рисунок.

Например, в антикварном магазине мы нашли сервиз почти за 100 000 рублей. Его уникальность в этикетке из ГУМа конца 50-х. Без такой сервиз стоит в три раза дешевле — 35 тысяч. Кстати, если захочется продать фарфоровое наследство бабушки, то как понять — сколько за него просить? Мы отправили разным скупщикам фотографию одного и того же сервиза начала 20 века с посудой дореволюционной формы. Купить у нас его предложили кто-то за 100 000 рублей, а кто-то всего за 7000 рублей. Хозяйка этого столового набора — Елена Романова из Петербурга. Три года назад за редкий чайник и чашки она отдала 70 000 рублей.

Кстати, как говорят коллекционеры, среди бабушкиных сервизов уже почти не осталось ничего действительно ценного. Куда интереснее то, как современные производители борются за покупателей. Например, когда-то известный завод в Екатеринбурге оказался в плачевном финансовом состоянии из-за падения продаж. Всё спасли молодые художники, которые решили обновить дизайн.

Уральские творцы придумали новую форму кружек и необычно изобразили фрагменты исторических зданий Екатеринбурга в виде кругов и линий. Ну а завод фарфора в Петербурге выпустил коллекцию с дизайном от искусственного интеллекта. Нейросетям доверили нарисовать символ года — дракона.

Старинная посуда — это, конечно, редкость, которая стоит очень дорого и нуждается в особой заботе и хранении. Но, как мы выяснили, современный фарфор становится менее капризным — и уже не боится ни микроволновки, ни посудомойки. При этом он лёгкий, приятный на ощупь, красивый. Прятать такую красоту в шкафах теперь точно не стоит! Можно наслаждаться ей каждый день, не откладывая фарфоровую жизнь на потом.


Благодарим за помощь в подготовке сюжета:

  • Императорский фарфоровый завод крупнейшего отечественного производителя фарфора. В 2024 году исполняется 280 лет, как история Императорского фарфорового завода связана с летописью важнейших событий из жизни нашей страны. Социальные сети: «ВКонтакте», Telegram
  • Проект «Антихрупкость» за интервью и переосмысление и актуализацию культового предприятия «Фарфор Сысéрти». Команда создала при заводе уникальную экспериментальную лабораторию прототипирования и взаимодействия с авторами. Было создано 260 прототипов, два из которых успешно запущены в большой тираж. Почта для вопросов и предложений: [email protected], социальные сети: «ВКонтакте», Telegram
  • Коллектив ресторана «Порто Миконос» за греческое гостеприимство и активное участие в съёмках сюжета. Большое спасибо ансамблю греческого танца Филоксения за подготовку яркого танца и знакомство с греческими традициями. Коллектив — активный участник городских и районных мероприятий, неоднократный победитель и лауреат всероссийских и международных конкурсов.
  • Основателя фарфорового клуба, эксперта и коллекционера Арамиса Каримова, который рассказал о ценности и стоимости предметов из фарфора, за профессиональные консультации при создании сюжета. Арамис Каримов — издатель и автор нового печатного журнала о фарфоре «Фарфоровый Вестник», который  помогает узнать больше о производстве и дизайне фарфоровых изделий.
  • Валерия Архипова, коллекционера и создателя огромной торговой площадки выставки-ярмарки «Сделано в СССР» за профессиональную консультацию и содействие в съемках. Торгово-выставочная площадка «Сделано в СССР» занимается торговлей и скупкой старинных и винтажных предметов, а также это постоянно действующий музей с тематическими экспозициями, в том числе «Фестивали молодежи и студентов», «Космическая эра СССР», «Олимпиада 80».
  • Главный контрольно-испытательный центр питьевой воды и лично Юрия Николаевича Гончара за проведённое исследование по обнаружению тяжёлых металлов, выделяющихся из фарфоровой и керамической посуды.
  • Творческое объединение мастеров-реставраторов фарфора и керамики «Артвиль» за профессиональный подход и безупречную работу.

Полный выпуск «Чуда техники с Сергеем Малозёмовым» от 14 апреля доступен по ссылке

Все полные выпуски программы «Чудо техники» находятся здесь