Легкие как перышко: как делают знаменитые оренбургские пуховые платки

А вы знали, что оренбургский пуховый платок — это не просто уютный аксессуар для вашей бабушки, а самое настоящее чудо техники? Нить, из которой он состоит, считается одной из самых тонких в мире, и в этом секрет того, что они такие лёгкие и тёплые. Может и юным девушкам стоит присмотреться к этим платкам?

Латифа Иксанова вяжет платки всю свою жизнь, с 7 лет — как и многие в Саракташском районе Оренбургской области. В хозяйстве шесть коз, которых по весне хозяйка заводит в дом и вручную собирает пух. Чесать гребёнкой быстрее, но мастерица говорит, что материал получается хуже. Ведь нужен только самый лёгкий пух — его коза отдаёт именно перед весенней линькой, после зимних холодов.

Кстати, коза у Латифы местная знаменитость, у которой даже есть своя страничка в соцсетях! Животного отдал на воспитание Оренбургский областной музей изобразительных искусств, и поэтому зовут её Изольдой. А за день до нашего приезда у другой козы родилась кроха, и хозяйка даже предложила нам придумать ей имя. Оператор Митя решил, что будет Чудо — так она теперь и бегает. А уже через год отдаст свой первый пух. Отрастить который поможет местный климат — с буранами и морозами.

Те, кто торгует оренбургскими платками, всегда оправдывают их высокую цену тем, что нити этого пуха — одни из самых тонких в мире. Так ли всё на самом деле, есть ли чудо? Проверим в НИИ племенного дела в Подмосковье. Материал, который мы привезли из Оренбуржья, сравним с образцами от волгоградских коз и выросших в Узбекистане ангорских.

В оренбургской пуховой тонина шерсти получилась 17.8 микрона — это идеальная шерсть для производства пуховых платков. У шерсти природных пород коз толщина шерсти гораздо больше — около 24.2 микрона. Нити у ангоры оказались ещё толще: почти 29 микрон. Оренбургский пух действительно уникально тонкий! Поэтому и управляться с ним нужно уметь.

Искусствовед, заведующая галереей Оренбургского пухового платка Ирина Бушухина рассказывает, что развилось это искусство в казачьих станицах, которые были основаны в южноуральских степях для защиты границы. После истребления казачества советской властью за ремесло взялись в основном татарские женщины — и благодаря им платки делают и сейчас.

Вообще, вещь это поистине культовая и всемирно известная. В каталоге лондонской выставки 1851 года, например, было три экземпляра из Оренбурга, один от императрицы Александры Фёдоровны. А для жены последнего русского царя Николая II казачки сделали рекордный платок — площадью больше 10 квадратных метров. При этом он помещается в небольшой ларец работы Карла Фаберже. В 2021-м этот раритет привозили из музея в Ленинградской области в Оренбург, тогда его и увидела потомственная вязальщица с 40-летним стажем Таслима Нигматулина. Вместе с пуховой артелью, в которой состоит, она задалась целью — повторить знаменитый царский платок! На работу ушло два года, понадобилось почти два миллиона петель — связано всё вручную. 

Мы рассматривали рекордный платок в саракташском дворце культуры (чтобы развернуть, нужно было много пространства), а неподалёку, в цеху, кипела работа, благодаря которой и возможны все эти чудеса. Сперва пух надо подготовить. Несколько человек вручную перебирают его от сена и крупного мусора. Затем — стирка и сушка. Дальше сырьё прочёсывают на машинах, чтобы нити получились максимально ровными. Впрочем, некоторые мастерицы по-прежнему делают всё дома, своими руками.

Альбина Галеева из посёлка Маячный вяжет с шести лет. Прясть тоже привыкла сама – говорит, так получается тоньше. Для прочности пуховую нить обычно соединяют с хлопком или шёлком.

Работа сложная: сидеть приходится долго, потом часто болит спина. И глаза устают — петли-то мелкие. Но дело приносит хороший доход. И у некоторых это реально кормит семью. Неподалёку, в селе Чёрный Отрог, до сих пор вспоминают, как мама будущего премьер-министра Виктора Черномырдина тоже вязала платки и в итоге поставила на ноги пятерых детей — в том числе сына, который потом стал вторым лицом в государстве. И сейчас находятся (нечасто, правда) девочки, которым интересно учиться пуховому ремеслу. Хотя прясть по-старинному непросто.

Азалии 14 лет, и она вязальщица в пятом поколении! Её семья уже много лет занимается пуховым промыслом. Сейчас родители, Фаиль и Альбина Абсалямовы, спасают местную породу коз, купив при поддержке местных властей и потребительских кооперативов ферму в оренбургской степи. С одной тысячи голов стадо уже увеличилось до трёх. В советские времена коз были сотни тысяч, но потом под натиском дешёвого импорта ремесло едва не потеряли. Ведь за козой надо целый год ухаживать.

«Облако тепла», как Альбина называет пух, здесь вычёсывают гребёнками. Козы конечно, порой недовольны. Просто стричь нельзя — в платке не нужны грубые остевые волокна, они будут колоться. 

Когда пух собран, он попадает в цех, где заправляет старший сын Абсалямовых Тимур, на чистку и обработку. Этапов и машин много, а в итоге станок прядёт нити, которые семейство продаёт или развозит мастерицам, работающим по их заказу. И потом ведь надо ещё объяснить покупателям, почему платки такие дорогие! Неудивительно, что на рынке есть много подделок, и не всегда они дёшевы.

Производители, конечно, уверяют, что это нечто уникальное, и не может стоит дёшево. Давние друзья Николай и Андрей 15 лет назад решили возродить промысел в посёлке Саракташ, где в советское время работал целый платочный комбинат. Потом он закрылся. Но слава легендарного товара, который продолжили делать по домам, оставалась.

В начале было очень трудно. Чтобы найти хороший пух и мастериц, компаньоны колесили по деревням и стучались в дома. Сейчас бизнес процветает, и в год из-под рук их мастериц выходит больше 1000 платков. И коллеги-конкуренты — Абсалямовы — на спрос не жалуются. Цены на изделия ручной работы доходят до 30 тысяч рублей. Более доступные, конечно — те, что делают на машинах на фабрике в Оренбурге. Такие платки стоят от 4 тысяч рублей.

Самый сложный рисунок машина вяжет около пяти часов, вместо трёх недель ручной работы. Главный технолог Светлана Бородина работает здесь с 91 года. И говорит, что полностью автоматизировать процесс до сих пор не удалось — части платка всё равно приходится соединять вручную. 

Схему, конечно, тоже придумывает человек — художники-дессенаторы рисуют их на компьютере. Применяя или классические элементы (например, глухотинку — это как ягода ежевики) или реализуя какой-то заказ — с портретами известных людей или рекламой. Готовые платки растягивают на деревянных рамах. Так делают и вязальщицы дома, чтобы раскрыть пряжу и получить пушистое полотно. Специально к нашему визиту на фабрике сотворили произведение с логотипом «Чуда техники».

Удивляет и местный дизайнер Анна Советова, которая использует оренбургский платок как элемент модной одежды. Юбки, жилеты, кардиганы смотрятся очень стильно — и имеют неповторимый оренбургский колорит. А недавно Анна представила космическую коллекцию со скафандром из пухового платка — ведь Юрий Гагарин учился в этих местах!

А как красиво оренбургский платок смотрится на иконах — давая небесную воздушность, например, наряду Богородицы. На ура продаются и новогодние украшения с вязаными фрагментами, и ангелочки с кружевом из пуха. Но главная цель, говорит Анна, это разрушение стереотипа о том, что платок — только для пожилых.

Вязальщицы и сами начинают внедрять модные новации — вышивают поверх платка объёмные узоры (шишечки) или украшают жемчугом. Некоторые хранители традиций недовольны, но рынок есть рынок. В итоге новаторский подход спас и Абсалямовых, и их вязальщиц. Но пришла новая беда: подделки.

Вот, например, пользовательница в сети пишет, что купила, как она думала, оригинальный платок. А позже почувствовала зуд в области плеч и шеи, покрылась красными пятнами. Оказалось, контрафакт! Как отличить фальшивку, нам рассказала руководитель производства оренбургских платков Ирина Болотова.

Помимо длины пуха, заметна разница в весе. Настоящий оренбургский платок невесомый, почти как сахарная вата. Ещё у контрафакта чаще всего крупные петли и нет геометричности в узорах. Традиционный тест с прохождением через кольцо срабатывает не всегда — легко проскакивают только небольшие ажурные платки — их называют паутинкой. Бывают ведь и толстые, в которых главное — тепло.

Правда ли они такие тёплые? В климатической камере Института холодильной промышленности сравним два оренбургских образца — тонкий и потолще, а также возьмём подделку — платок из шерсти ангорской козы. В пластиковые контейнеры наливаем воду одинаковой температуры (около 34 градусов). Заворачиваем их в наши изделия. И ещё один сосуд укутываем в современный материал — мембранную кофту из флиса. Оставляем образцы в камере при -25 градусах.

Спустя час на графике видно: температура под тонкой паутинкой падала быстрее всего — впрочем, этот платок и создаётся больше для красоты. Чуть лучше себя показала ангора, а дольше всего тепло удержали толстая оренбургская шаль и современный флис. У подделки очень толстая нитка. Тепло она сохраняет, как и плотный оренбургский платок, но имеет недостаток — грубые волокна шерсти ангорских коз колются. Воздушный уральский пух действительно мягче, даёт какой-то особый комфорт, ну и красота ажурных орнаментов совершенно удивительна.

По нашей шуточной терминологии, оренбургский пуховый платок — настоящее «чудо». Которое заслуживает ещё большей славы — и недаром даже новый аэропорт в областном центре хотят сделать похожим на этот и правда уникальный местный продукт!


Благодарим за помощь в подготовке сюжета:

  • Николая Захарова и Андрея Уварова, основателей и руководителей компании «ОренбургШаль» за активное участие в подготовке и съёмках сюжета. Благодарим за тёплый приём и знакомство с производством, а также профессиональный подход в сохранении и развитии ручного пуховязального промысла в Оренбургской области. Компания «Оренбургшаль» — один из крупнейших интернет-магазинов Оренбургского региона. С 2009 года компания занимается производством настоящих оренбургских пуховых платков ручной работы и осуществляет полный производственный цикл — от получения сырья до готового изделия. Онлайн-экскурсия на производство доступна по ссылке.
  • Руководство и коллектив Фабрики Оренбургских пуховых платков за подробную экскурсию и знакомство с современными технологиями машинного производства платков. Соблюдая каноны традиционного оренбургского пуховязания, компания уникально соединяет в себе творческий ручной труд мастериц и машинное производство, а также расширяет возможности по созданию индивидуального дизайна платка. Фабрика Оренбургских пуховых платков во «ВКонтакте»; посмотреть фильм о фабрике можно по ссылке.
  •  Производственный кооператив «Оренбургские пуховницы» и лично семью Абсалямовых за гостеприимство и за то, что поделились своей историей создания семейного предприятия, которое стало единственным в России с полным циклом производства оренбургского пухового платка. Желаем дальнейшего процветания в развитии пуховязального промысла в Оренбуржье. Познакомиться подробнее можно по ссылке.
  • Дизайнера Анну Советову за интервью. Анна уже более семи лет использует знаменитый оренбургский пуховый платок в своем творчестве, создавая эксклюзивную одежду и сувениры. Все изделия в Доме пуховой моды изготавливают мастера народного промысла, а дизайнерские коллекции одежды получают признание известных мэтров моды.
  • ВНИИ Племенного дела, Лабораторию по тестированию и сертификации качества шерсти, а также заведующего лабораторией Зелятдинова Вильдана Вазеховича за проведённое исследование тонины шерсти. И, конечно, за профессиональную консультацию в создании сюжета.
  • Центросоюз России за поддержку и содействие в съемках сюжета. С 1831 года кооперация помогает миллионам людей производить, хранить и продавать продукцию, развиваться и зарабатывать.
  • Всероссийский научно-исследовательский институт холодильной промышленности — филиал Федерального государственного бюджетного научного учреждения «Федеральный научный центр пищевых систем им. В.М. Горбатова» РАН за проведенное исследование (их группа во «ВКонтакте» и Telegram).

Полный выпуск «Чуда техники с Сергеем Малозёмовым» от 28 апреля доступен по ссылке

Все полные выпуски программы «Чудо техники» находятся здесь